То самое ессе

Как я себя вижу в литературе

В одном из озвученных эссе прозвучала красивая фраза, почти от Станиславского: «Я в литературе себя не вижу!» Могу только согласиться. В другом эссе вообще предложено изменить трактовку, сформировав иное название эссе: «Как я себя вижу писателем».

Никому никогда не завидовал. Есть в моём мире любимые писатели, в том числе и современные. Перечислять? К примеру, это Александр Пушкин. Или Федор Достоевский. И Лев Толстой, и Томас Манн. Ну, а самый приметный для меня лично – Петр Катериничев. И много значимый Юрий Никитин с его замечательной книжкой «Как стать писателем».

Писательский быт – это в некоторой части удовольствие. Но во времена Антона Павловича (он, кстати, тоже из любимых) бытовали два понятия: писатель и графоман – друг друга почти отрицающие. Писалось и пишется многое, так сказать, в стол. Могу возразить такому образу действий: зачем? Ведь главный смысл жизни – кому-то быть нужным. Если ты нужен в качестве писателя, это ли не стимул и в этом ли не средство от страха перед чистым листом?

Каждый писатель, по иерархии Юрия Никитина из упомянутой книги, проходит путь, достигает (или не) определенной вершины. В этом плане роман в своей высшей ипостаси должен быть фантастическим. Мне же всегда нравилась фантастика, нравится и сейчас, когда уже достигнута планка пенсионного возраста, мне – 65 лет. Ещё мне кажется важным писать исторические романы. Известно, тот, кто не помнит прошлого, обречён на становление несчастия.

Сюжет, образы, ассоциативные ряды… Однажды мне довелось выступить на сцене Главного здания Альма матер – Политехнического института в Ленинграде. 1980-й год, День Радиофизика. Мне нужно прочитать стихотворение и пародию на него, по согласованию с авторами. (Автор пародии приболел и выступить не смог).

На зал ко времени моего выступления навели скуку, а я подошел к микрофону и сказал:

- Привет, ребята! Мне тоже когда-то было 20 лет, - в зале послышались смешки, все оживились. А я продолжил:

- И вот в том возрасте я решился написать поэму. Написал так:

«Читатель! Здрассте! Представляюсь:
Я – тот, кто пишет эту муть
(Хоть ею и не пробавляюсь,
Но отчего бы не блеснуть?)

Писали многие доселе,
Мне ихней славы не урвать.
И от трусливого безделья
Уже совсем рукой подать…»

- Трусливое безделье состоялось, потому что к строкам будущей поэмы больше ничего не прибавилось…

Потом я прочитал стихотворение, потом - пародию. Зал рукоплескал! Я ничуть не переживал, мне было 30 лет, и я понимал, что в среде 20-летних представляюсь стариком. Но стоило спуститься со сцены, как начала сотрясать крупная дрожь. Кругом друзья и приятели хлопали по плечу и спрашивали: «Юрка! Да у тебя ж талант! Где ж ты был?»

История долгая, я даже книгу об этом написал. Но главное сейчас – ассоциативные ряды и выученные наизусть два рассказа Чехова. Я представил их на курсах «Режиссуры драмы», и замечательный педагог Александр Николаевич разбил мое представление в пух и прах! Он прочёл то же самое, тоже наизусть, но по-другому!

Это очень важная часть актерской профессии – уметь представить дело совершенно иначе, а текст при этом будет один и тот же! С тех пор я понимаю, что работа с текстом, именно уже по части его написания, должна быть связана с артистизмом. Характеры, которые описываешь, должен пропускать через себя. На подобное способны далеко не многие. Очень далеко. К этому нужно стремиться, и всё.

Как я вижу себя в писательстве? Каждый день посвящать определённой сюжетом идее. Проживанию той жизни, которая будет у персонажей, воспринимая её с той или иной степенью сочувствия, умения принять в себя чужую заботу. Какова бы она ни была.

Теперь о романтике и хлебе насущном. Это хорошо, конечно, что я на пенсии – она худо-бедно поддерживает, позволяя в определенной мере оказываться в свободе. Но даром, естественно, никто не работает. Если то, что выходит из-под пера, будет интересно людям, появятся и средства от продаж. Нужно только не забывать: платят не за талант, платят за мастерство. А мастерством в моих текстах ещё даже и не пахнет. Правда, таланта пока не закопал (как мне кажется).






ВОЙДИТЕ ИЛИ ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, ЧТОБЫ ПРОСЛУШАТЬ ИЛИ СКАЧАТЬ ПЕСНИ!!!
ВОЙДИТЕ ИЛИ ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, ЧТОБЫ КОММЕНТИРОВАТЬ